«А теперь повернись», - сказала учительница. «Я поспешно оставила станок и попыталась закружиться на месте, но тотчас потеряла равновесие и упала». Будет много взлетов и падений в жизни девочки Таты, а сейчас вместо балетной пачки она пока надевает под платье красную фланелевую юбку и панталоны, а вместо балетных туфель валенки. Поверх ватного капора повязывает шаль, которая прикрывает рот и туго опоясывается. Муфта на шелковом шнурке и вместо грима свиной жир, чтобы не обморозить лицо.
Отец Платон Карсавин занимал положение первого танцовщика и исполнителя мимических ролей в Мариинском театре. Мать Анна Иосифовна была очень образованной женщиной, нигде не работала и полностью себя посвящала семье. Семья была сравнительно обеспеченной, но иногда приходилось закладывать вещи, для того чтобы оплатить квартиру. Мать перешивала Тате и брату Леве одежду из своих платьев и отцовских брюк. Но детей это совсем не расстраивало. Семья была дружная. Летом выезжали за город. За домом простиралась лужайка, окруженная березками. На деревьях делали надрез и собирали сок в глиняный кувщин, который имел терпковатый вкус. Пруд, поросший звездообразной травой и павильон с разноцветными витражами, через которые мир казался светящимся, нереальным и привлекательным. Таким он станет для Тамары Карсавиной, когда она впервые выйдет на сцену и останется там навсегда.
26 августа 1894 года Тату привели в балетное училище. Новое белое платье и бронзовые туфельки не могли отвлечь от волнения перед экзаменом. Испытания длились целый день. И наконец, приняли только десять девочек, в их числе была и Тамара Карсавина. Потянулись длинные будни, наполненные делами и заботами. Учиться было нелегко, да и дисциплина в училище была очень строгой. Даже окна в балетных залах, выходивших на Театральную улицу, были матовыми, чтобы ученицы не глазели на кареты, проезжающие мимо. Дважды в неделю позволяли приезжать родителям. Принесенные сладости тотчас прятались воспитательницей под замок и выдавались понемногу после еды. После ухода родителей становилось очень одиноко. Но всегда спасали книги и мечты о сцене.
Годы пролетели незаметно, и наступило Вербное воскресенье, которого ждали все выпускницы балетного училища. На улицах раскинулись базары, где продавались забавные игрушки, свистульки и сладости. Народ жил в предвкушении праздника. А юная Карсавина в это время молилась: «Боже, помоги мне хорошо станцевать завтра».
И завтра наступило. 1902 год. Михайловский театр. Ложи сверкают бриллиантовыми колье и запанками. Почтенные дамы с веерами и кавалеры с моноклями. Но самые дорогие гости сегодня это родители. Тамара Карсавина исполняет сольную партию в балете Гердта «В царстве льдов». Ученица Гердта, Горского и Чекетти покоряет публику.
Вскоре будущее улыбается Тамаре Карсавиной. И она входит в состав императорской труппы и становится примой балериной, исполняющей ведущие партии в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Дон Кихот».
В 1909 году Дягилев приглашает ее на гастроли по Европе, а затем в «Русский балет Дягилева», где Карсавина исполняет свои знаменитые партии в балетах: «Жар-птица», «Призрак розы», «Петрушка» и к ней приходит настоящая слава и ошеломляющий успех.
В 1917 году Тамара Карсавина выходит замуж и уезжает в Лондон. Продолжает танцевать, снимается в кино и преподает. В 1930 году занимает пост вице-призедента Королевской академии танца.
Знаменитая на весь мир балерина отличалась не только безупречной чистотой танца, но и красотой, интеллигентностью, обаянием, женственностью, тончайшей культурой. Она обладала гениальным чувством стиля, служила моделью для самых крупных художников Серова, Сорина, Билибина, Добужинского, Кокто, запечатлевших ее сценический и жизненный облик, образ первой красавицы Петербурга и европейских столиц. Костюмы для Карсавиной создавали Бакст, Бенуа, Пикассо, Матис. Стихи слагали Ахматова и Гумилев.
Тамара Платоновна прожила очень яркую, долгую и достойную жизнь, оставив богатое наследие. Это книги - «Пособие по классическому танцу», в котором разработан новый метод записи танцев, воспоминания балерины «Театральная улица» и перевод книги «Письма о танце» Новерра. И главное - память о своем искусстве, распускающемся как тончайшие цветы танцевальной поэзии, которые балерина с лучистой улыбкой на устах, уподобившись сказочной фее, рассыпала по всему миру.